ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ
– знания, передающиеся от одного поколения учёных к другому, и сохраняющиеся в научных сообществах. Основателем учения о традициях в науке является  Т.  Кун, который назвал традиционной науку, опирающуюся на одно или несколько прошлых достижений, которые лежат в основе научной парадигмы и признаются научным сообществом на протяжении определённого времени. Традиционную науку Кун называл нормальной. Кун доказывал, что традиция – это условие быстрого  накопления научных знаний, т.к. учёные воспроизводят одно и то же действие в разных условиях по определённому стандарту, но поразному осмысливают её в различных ситуациях. Такой подход организует научное сообщество, создавая условие для понимания и сопоставимости результатов исследования. Т. Кун критиковал тех учёных, которые рассматривали традиции как тормоз в науке. Он доказывал, что нормальная наука быстро развивается и накапливает огромную информацию именно в силу своей традиционности. Традиции создают возможность выбора новому поколению учёных. Но они могут быть не только положительными, но и отрицательными для развития науки (отношение к генетике, к кибернетике и т.д.).  По способу получения знаний традиции бывают: 1) вербализованными (явными) – когда знания передаются на основе методологии и существующих в науке традиционных способов решения  задач;  2)  невербализованными (неявными)  –  когда  знания  передаются от учителя к ученику путём непосредственной демонстрации образцов. На основе принципов организации знаний традиции различают: 1) сформировавшиеся знания,  когда уже  созданы  соответствующие образцы знаний и  учебных курсов, когда новое развивается на основе старого (принцип соответствия, сформулированный Н. Бором: смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, а новая теория приходит на смену старой в качестве предельного случая, при этом новая теория характеризует как достоинства, так и ограничения старой теории); 2) несформировавшиеся знания – знания единичные, не опирающиеся на научную парадигму, и не принятые  ещё научным сообществом, в роли которых могут выступать или совершенно новые идеи или концепции, ещё недостаточно проверенные опытными наблюдениями, но которые в будущем могут стать основой формирования новой научной парадигмы, или же знания ненаучные, только претендующие на этот статус.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ТРАДИЦИИ В НАУКЕ" в других словарях:

  • традиции в науке —         ТРАДИЦИИ В НАУКЕ термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта в ходе личного общения, интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТРАДИЦИИ В НАУКЕ — термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта; интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю… …   Философская энциклопедия

  • ТРАДИЦИИ —     ТРАДИЦИИ (в науке) (от лат. traditio передача) механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем. Понятие “традиции” используется в философии науки для… …   Философская энциклопедия

  • История европейской культурной традиции и ее проблемы —         «ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ» работа М.К. Петрова (М., 2004). Яркие и оригинальные работы М.К. Петрова по истории и теории европейской философии, науки и культуры, большинство которых, к сожалению, увидело свет… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 2007 год в науке — 2005 – 2006  2007  2008 – 2009 См. также: Другие события в 2007 году В 2007 году в науке произошли следующие события: Содержание 1 События …   Википедия

  • Страстная неделя в народной традиции — Страстная неделя …   Википедия

  • платонизм в науке —         ПЛАТОНИЗМ В НАУКЕ мировоззренческие и методологические установки научного познания, в той или иной степени ориентированные на следование основным тенденциям философии Платона. Учение греческого мыслителя, как известно, противопоставляло… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Идеи — (логическое содержание, источники, динамика)    основная форма и средство осмысления человеком действительности, синтез знания истины, должного и возможного. Смысл суть порождение попыток постижения бесконечного мира конечным, ограниченным в… …   Проективный философский словарь

  • ФЕЙЕРАБЕНД — (Feyerabend) Пол (1924 1994) амер. философ и методолог науки. Один из наиболее ярких и оригинальных представителей постпозитивизма. Род. в Вене, изучал математику, астрономию, теорию искусства, историю в Венском ун те, теорию драматургии в… …   Философская энциклопедия

  • Агафонова, Наталья Васильевна — (р. 25.12.1945) спец. в обл. филос. и методол. науки; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила физ. ф т МГУ (1970), асп. филос. ф та МГУ (1976). В 1970 1978 работала на физ. ф те МГУ; с 1978 работает на кафедре филос. и методол. науки… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»